Во время поездок по России приходится сталкиваться с разными дорогами — асфальтированными, грейдерными, грунтовыми. И в этой статье мы коснёмся не их качества, а расскажем о тех из них, которые дались нам наиболее тяжело. У каждого водителя со стажем, который ездил не только в пределах своего города или района, наверняка есть свой рейтинг сложных дорог. Которые тяжело дались именно ему. И совсем не обязательно, что эти дороги убитые, бывает прямо наоборот. Многие постоянно ездят по тем дорогам, про которые мы сегодня расскажем, и не обращают внимания на те трудности, которые они создают. Наш рассказ именно про свои собственные ощущения. При личном пробеге в миллион километров не на каждую дорогу обратишь внимание. Раз уж они запомнились, значит это что-то с чем-то!
Шаумянский перевал (Краснодарский край). По живописности дорога из Майкопа в Туапсе через Апшеронск и Хадяженск даст фору многим южным дорогам. Горы, богатая южная растительность, горные реки — красота да и только. Но есть на ней одно не очень приятное местечко — Шаумянский перевал. Высота перевала всего 512 метров, а не асфальтированная часть пути километров семь. Но этого вполне достаточно, чтобы пожалеть, что не поехал в объезд через Джубгу. В сухую погоду здесь жуткая пыль, в дожди и так понятно. Оказаться в плотном потоке машин, причем в обе стороны, это вообще жесть. А когда машин мало, может прилететь камешек от любого авто. Кому как, а мы больше на этот перевал не за какие коврижки.
Дорога в национальный парк Паанаярви (Карелия). Чтобы попасть в это просто захватывающее место с горой Кивакка и озером Паанаярви, надо преодолеть 60 километров грейдерной дороги из поселка Пяозеркий Лоухского района Карелии. И все бы ничего, но вся дорога усеяна круглыми камнями разных размеров. Бороться с ними, по словам работников парка, бесполезно, они появляются снова и снова. К тому же на дороге есть парочка деревянных мостов, которые явно небезопасны. Шестьдесят туда, шестьдесят обратно — и нет какой-нибудь детали в подвеске. А взять там детали негде, эта самая окраина Карелии, совсем небольшой посёлок. Мы снимали жильё в Пяозерском, и съездили в Паанаярви два раза, т.е.240 километров по тем камешкам. Закончилось это не очень хорошо — лопнула передняя пружина. Как мы ехали на половинке пружины 2000 км потом — отдельная тема для воспоминаний. Но там реально круто, мы не о чём не жалеем. Просто если не уверены в своём вождении, лучше самостоятельно в такие места не ездить.
Дорога из Морского в Рыбачье (городской округ Судак, Крым). Эта дорога тоже живописна, виды на горы потрясающие. Но лучше посмотреть на горы и море где-нибудь еще. После Морского начинается затяжной подъем, потом будут такие перепады высот, что мама не горюй. Как не сгорели тормозные диски и колодки при затяжных спусках, вообще удивительно. Про серпантин вообще и говорить не стоит, это прилагается. Еще посчастливилось проехать часть этой дороги в полной темноте, что вообще мало не покажется. А качество асфальта там вполне приличное, а то вообще бы беда. Здесь совет прост — если вам надо из Судака в Алушту, то езжайте через трассу Таврида. Далеко, зато спокойно и по равнине.
Дорога Джубга-Сочи. Всем известная дорога на любимые курорты Краснодарского края таит многие опасности, особенно для непривычных к горному серпантину водителей. Перепады высот, резкие повороты там везде. Так называемые «тещины языки» вообще не для слабонервных. Длительные участки дороги идут со сплошной линией, пересечение которой ведёт, как известно, к лишению прав. Периодически возникают пробки, в которых надо стоять под палящим солнцем. Средняя скорость где-то 40 км\ч, т.е. доехать от Джубги в Сочи за пять часов вполне хороший результат. Но желание посетить Лазаревское, Сочи и Красную Поляну сильнее этих трудностей, и мы преодолеваем эту дорогу снова и снова.
Дорога из Судака в Новый Свет (Крым). Дорога длиной всего километров шесть становится тяжелым испытанием для всех, кто не знаком с горными извилистыми серпантинами. После довольно простых и обычных дорог в Судаке поездка в знаменитый курортный поселок Новый Свет с его тропой Голицына и Сквозным гротом оказывается достаточно сложной. К этому стоит добавить, что в поселке и остановиться на машине негде, не то что припарковаться. Прочитав однажды зимой, что курорт засыпало снегом и машины оказались в снежном плену на дороге в Судак, сразу представляешь себе эту картину. Там и летом ездить непросто, что говорить про зиму со снегом.
Дорога из Усть-Пинеги в Карпогоры и далее (Архангельская область, Пинежский район). Путь по грейдерной дороге в 200 с небольшим километров превращается в мероприятие на целый день (или ночь). А если льёт дождь, то вообще сложно спрогнозировать, сколько будешь ехать. Местные профессиональные водители, постоянно ездящие в Архангельск, справляются с этой дорогой довольно лихо и передвигаются быстро. Но мы не такие опытные в езде совсем без асфальта, поэтому преодолели этот путь с большим трудом. К тому же и машину жалко, чтобы скакать по плитам со скоростью 60 и выше, а по песку и вообще стрёмно. Далее на Суру и Городецк дорога была еще хуже, но мы и с ней справились, посетив интереснейшие места в Ваймуше, Верколе, Городецке и Суре и познакомившись с интересными и хорошими людьми, которых в городах не встретишь. А за сколько часов мы куда доехали и сколько раз меня на шестерке обогнали, это совсем не важно. Вообще про гонщиков на шестерках надо писать отдельный рассказ, сам на ней 100000 проехал, поэтому есть, чему удивляться.
Дорога через национальный парк Крымский (Крым). Романовское шоссе было проложено через эти великолепные места еще при Николая II. В советские времена здесь была правительственная дача, на которой отдыхали Брежнев, Хрущёв и другие советские руководители. При них дорога была заасфальтирована, она и сейчас в хорошем состоянии. Но ширина этой дороги ровно с обычную машину. С одной стороны горы, с другой ущелье. А посетителей запускают как со стороны Алушты, так и Ялты. Мы так и не поняли, как разъезжаться в некоторых местах, но нам повезло — встречных машин в узких местах не было. Вообще заповедник находится в километре над уровнем моря, и если кто по горам до этого не ездил, то начинать это делать лучше не здесь. При продаже билетов на кордоне в общих чертах информируют о трудном маршруте, но он намного труднее, чем можно предположить.
Дорога Пинега-Мезень (Архангельская область, Пинежский район). До 2008 года в город Мезень можно было добраться только самолётом из Архангельска. Сейчас грейдерная дорога есть, и в целом она нормальная. Но для тех, кто привык к асфальту, ехать сотни километров по грейдеру совсем не просто. Такие дороги предпочтительней зимой, когда накатывается хороший зимник. Многие километры этой дороги проложены через болота, вид которых довольно жуткий. И особенно надо отметить мосты через реки Мезень и Пеза, сваренные из списанных советских барж. Ехать по ним с непривычки страшновато, но это реально круто. В общем, самый отдаленный город Архангельской области посетить вполне реально, северная натура там обалденная!
Дорога Каргополь-Онега (Архангельская область). Эта дорога очень разная. Есть участки с отличным асфальтом и разметкой, есть нормальный грейдер, есть и убитые места. Этим путем в Онегу мало кто ездит, и машин почти не встречается. Но на этом пути есть несколько настоящих шедевров деревянного зодчества, поэтому потратить на этот путь 8-10 часов было совсем не жалко. Тут главное не гнать, даже если дорога кажется ровной. Во-первых грейдер это не асфальт, и сцепление с дорогой не то, во-вторых яма появляется совсем неожиданно. Может и камень лежать неслабых размеров. В дождь, само собой, труднее вдвойне.
Дорога из Медвежьегорска в Гимолы и Суккозеро (Карелия, Муезерский район). Путешествие в одно из самых загадочных и мистических мест Карелии — на гору Воттоваара — было сложным. Дорога либо плохой асфальт, либо жидкий грейдер. Места малолюдные, машин нет. Если одна обгонит, то жди камень в лобовое. Разгоняться проблематично, на дороге много песка, улетишь и не заметишь. На таких дорогах надо проявлять терпение и не спеша двигаться к намеченной цели. К тому же места там просто супер, останавливайся и любуйся карельской природой. По пути много озер, они там все отличные. В такие поездки я всегда еду с двумя запасками, одной может и не хватить. Шиномонтажей в лесах нету.
Встречались в наших поездках и другие интересные дороги, обо всех и не расскажешь. В целом при желании все вышеописанные трудности преодолеваются, если их боятся, то ничего, кроме больших городов, и не увидишь. Чем сложнее и не привычнее тебе дорога, тем больше собранности и внимания надо на ней проявить. И тогда всё получится, впечатления от великолепных мест нашей необъятной страны останутся на всю жизнь.