Как посетить Куми-порог — самый высокий и удалённый водопад Карелии?

Водопад Куми-порог на реке Войница находится в Калевальском районе республики Карелия. Ближайший населенный пункт — маленький посёлок Войница. Это один из самых удаленных районов республики. От трассы Кола до водопада более двухсот километров. Районный центр Калевала очень интересен для туриста, и лучше совместить посещение водопада и этого исторического поселения.

Куми-порог

От поселка Калевала надо доехать до поселка Войница. На перекрестке не сворачивать на Костомукшу, а двигаться правее, в сторону Финляндии. Далее никаких населенных пунктов нет, людей и машин тоже нет. Единственный ориентир, который укажет, что надо поворачивать направо к водопаду, это металлический зеленый вагончик, видимо оставшийся от пограничников. Если его не будет, то проедешь мимо наверняка. Повернув, едем все время прямо и упираемся в разрушенный мост через Войницу. В принципе можно пойти по реке вправо и выйти на водопад сверху, но это утомительно и долго. Выше по течению стоит вполне приличный мост со знаком, что он выдерживает 12 тонн! Чтобы доехать до него, возвращаемся назад от разрушенного, поворачиваем направо и почти сразу видим госграницу — столбы с проволокой. Едем вдоль неё, проезжаем мост, поднимаемся вверх и снова направо. Кстати, желательно иметь с собой паспорта, могут проверить, граница все-таки рядом.

Далее недолго едем прямо, справа внизу от дороги будет живописное озеро Коко. Чуть далее, о чудо, мы видим указатель на водопад направо. Тут уже плутать более негде, едем до оборудованной туристической стоянки. Она на высоком холме, к водопаду надо спуститься по довольно крутому склону. И вот мы на самом высоком водопаде Карелии! Он очень живописен, природа вокруг прекрасна, единственный недостаток — удаленность и все эти поиски. При кажущейся простоте маршрута пришлось приложить немало усилий, чтобы найти водопад. После Калевалы мы не встретили ни одной машины, не говоря уже о людях. В лесу много следов туристов, но никого в тот день там не было. Поэтому к такому маршруту лучше готовиться заранее, спрашивать дорогу будет не у кого. С указателями тоже напряг.

Удаленность Куми-порога — это и его преимущество перед другими подобными природными объектами. Нет толп народа, машин и уж тем более автобусов с туристами. Кругом живописный лес, разнообразная река Войница, красивые озера. Все это можно спокойно смотреть в тишине, снимать и фотографировать. В отличие от того же Кивача или Рускеальских водопадов. К тому же почти до самого водопада можно доехать по вполне приличным грунтовым дорогам на любой машине. Поэтому посетить, без сомнения, лучший водопад Карелии стоит обязательно, впечатления останутся на всю жизнь!