Грязовец — старинный уездный город недалеко от Вологды

Грязовец впервые упомянут в 1538 году как по­чи­нок Гря­зи­витц­кой в жа­ло­ван­ной гра­мо­те Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го Кор­ниль­е­во-Ко­мель­ско­му монастырю. В 1631 году уже село Грязивицы имело две церкви и сорок дворов. Удобное расположение на дороге из Москвы в Архангельск способствовало развитию села, особенно пока порт в Архангельске был единственным торговым портом России. К началу XVIII века Грязивицы стали крупным торговым селом. После открытия порта в Петербурге торговые пути сместились, и село потеряло прежнее значение.

В 1780 году указом Екатерины II Грязовец стал городом, центром Грязовецкого уезда Вологодского наместничества, затем губернии. В 1781 году утвержден регулярный план застройки города. В 19 веке хорошо развивалось товарное льноводство, а также производство масла. В городе появилось купеческое сословие, в многом определявшее жизнь города. Железная дорога прошла через город в 1872 году. В начале XX века в городе было городское училище, женская гимназия, две начальные школы. В уезде было 90 начальных школ. Советская власть установлена в конце 1917 года. Во время войны в Грязовце формировалась 39-я армия. В тыловом городе все работали на общую Победу.

Для туриста представляет большой интерес старинная архитектура Грязовеца. Сохранилась Крестовоздвиженская церковь конца 18 века в стиле барокко. Музей истории Грязовца тоже расположен в купеческом доме 19 века. Стоит отметить и гаражный музей Анатолия Капралова, краеведа и собирателя старины.

Грязовецкий музей историиГрязовецкий музей историиАрхитектура ГрязовцаАрхитектура ГрязовцаАрхитектура ГрязовцаВодонапорная башня ГрязовцаПамятник-монумент в ГрязовцеКрестовоздвиженская церковь Грязовцааражный музей Анатолия КапраловаПамятник автомобилистам Вологодской области