Эрлангенский дом находится в городе Владимир, на Большой Нижегородской,25.
Эрланген — это город в Баварии (Германия) с населением в сто тысяч человек. Партнерские и дружеские отношения между городами установлены в 1983 году, официально оформлены в 1987-м. В 1992 году в качестве дома дружбы был выбран этот старый дом, который к тому времени был в плохом состоянии и был бы со временем снесён. В реконструкции дома вместе со строителями Управления реконструкции исторического ядра города принимали участие и специалисты из Эрлангена. Девизом реставраторов было — «снаружи – русский, внутри-немецкий». В 1995 году Эрлангенский дом был открыт.
Результат получился очень хорошим. Доводилось бывать в этом доме в 80-х годах, разница просто огромная. Люди сохранили памятник архитектуры, дали ему вторую жизнь. Теперь здесь работает комфортабельная гостиница, преподают немецкий язык. Фасад дома украшает историческую улицу старинного города, где весь центр — сплошная история и архитектурные достопримечательности.
Дом этот построен в 1880-х годах, зарегистрирован в 1886-м. Одноэтажный деревянный особняк выходил фасадом на центральную улицу с парадным крыльцом. Со двора к нему была пристроена двухэтажная пристройка с балконами. Во двор вели металлические ворота и две калитки на каменных столбах. Внутри были изразцовые печи, потолки с лепниной доходили до трёх с половиной метров. В доме даже были водопровод и канализация. Около дома был большой фруктовый сад. В этом доме до революции жили очень известные люди — губернский архитектор Андрей Павлович Филаретов, женатый на Варваре Григорьевне Столетовой, сестре генерала Николая Григорьевича и физика Александра Григорьевича. Музей Столетовых расположен совсем близко отсюда. Также здесь некоторое время проживал Леонид Михайлович Шерер, владимирский епархиальный архитектор (1910–17), вместе с семьёй. Ещё один из братьев Столетовых, генерал Дмитрий Григорьевич, проживал с женой в передней части дома.
После революции дом стал коммунальным, жильцов сильно уплотнили. Вместительный дом разделили на маленькие комнаты, в доме жили до двадцати(!) семей. Топили печки, удобств не было. В конце 20-х годов в этом доме поселились сестра моего деда Керская Ольга Алексеевна со своей дочерью Еленой (1928 года рождения). Все подробности жизни и коммунального быта знакомы мне из первых уст. Люди жили тяжело, бедно, но дружно. Собирались во дворе, вместе отмечали праздники. В 1941 году к ним в эвакуацию из Москвы приехали мои мама и бабушка и прожили несколько месяцев. После разгрома немецких войск под Москвой они смогли вернуться домой. В 1942 году в этом доме скончалась прабабушка Александра Дмитриевна Керская, которую в начале войны забрала к себе дочь Ольга. Поэтому я пишу об этом доме не случайно, с ним многое связано.
Когда дом в начале 90-х ремонтировали, нашли старые письма моих предков, нашли Елену Павловну Керскую, мою тётю и передали ей. Она участвовала в открытии дома после реставрации, рассказывала, что и как было в доме в довоенное и послевоенное время.
Во время поездки по Владимиру очень приятно было увидеть дом №25 по Большой Нижегородской (в советское время называлась Фрунзе) в отличном состоянии. Моих родственников, живших в нем, давно уже нет в живых. Вспоминая их, вспоминается и этот дом, который теперь в другом качестве продолжает служить уже другим поколениям жителей и гостей города.