Беломоро-Балтийский канал построен в 1931-33 годах силами заключённых. На строительстве канала было задействовано 250000 человек, из них 12800 не дожило до окончания строительства. Его протяженность 227 километров, имеет 19 шлюзов.
Побывав в Повенце, нельзя не посмотреть это грандиозное гидротехническое сооружение. Мы побыли на участке между третьим и восьмым шлюзом. Грейдерная дорога здесь вполне приличная, идёт вдоль канала, поэтому можно ездить на обычной машине. Канал как раз и начинается в поселке Повенец.
Канал по-прежнему судоходен, на нём трудятся около 1000 человек. Грузоперевозки сейчас значительно снизились из-за развития автомобильных и железнодорожных средств доставки, но всё равно остаются довольно значительными. А в советское время канал имел огромное стратегическое значение. Все шлюзы находятся в рабочем состоянии и имеют хороший внешний вид. Чего нельзя сказать о поселках вдоль канала. Они строились уже очень давно, дома деревянные преимущественно барачного типа, многие уже не жилые. Время уже другое, люди предпочитают жить в городах.
Природа вдоль канала такая красивая, как в любом месте Карелии. Кругом лес и водные просторы. На канале лишь около 40км полностью искусственные, остальная его часть проходит по озерам и проливам между ними. Во многих местах и не кажется, что находишься на канале. Особенно впечатлил нас участок около шлюза №8. Очень красивое место, прозрачная вода, живописный берег, островки на небольшом удалении от берега — ради таких мест можно поездить по любым дорогам, лишь бы они были. Но при созерцании природы и наблюдении за четко организованной работой канала всё время вспоминаешь, какими жертвами всё это достигнуто.